Одним из основных факторов быстрого достижения цели, эффективности тренировок и получения удовольствия от нагрузок является мотивационная составляющая (читай мой прошлый пост про мотивацию). Мотивация напрямую связанна с планированием и вовлечённостью тренера в тренировочный процесс. Именно от тренера зависит уровень мотивации его ученика! ⠀
Можно выделить 9 основных мотивов, которые влияют на тренировки. ⠀
Эмоциональное удовольствие.
Получение радости от физических нагрузок, движения и телексных ощущений в процессе тренировки. ⠀ Что делать?
Сделать так, чтобы тренировки приносили удовольствие и радость! Персонализация методов, средств с учётом физической формы, состояния здоровья, особенностей ОДА, индивидуальных предпочтений, психо-эмоционального состояния и целей.
Социальное самоутверждение.
Выражается в стремлении проявить себя, достигнутые успехи от тренировок переживаются с точки зрения личного престижа, роста, уважения и ожидания восхищения других людей. ⠀ Что делать?
Хвалить за успехи, за старания и хорошее выполнение тренировки или отдельных ее частей, упражнений! Говорить, что стало получаться и над чем нужно ещё поработать.
Физическое самоутверждение.
Желание самосовершенствоваться, физическое развитие и становление характера (пример: не хочу быть ленивым, не хочу потолстеть, не хочу деградировать, хочу быть красивым, здоровым, успешным) ⠀ Что делать?
Говорить что тренируем и зачем, напоминать о важности тренировок и их влияния на физическую форму, внешность, успешность и психо-эмоциональное состояние, объяснять к чему могут привести пропуски тренировок, нарушения в питании и в режиме дня.
Социально-эмоциональный.
Участие в спортивных мероприятиях в связи с их высокой эмоциональной составляющей, возможности стать частью чего-то важного, почувствовать причастность к определённой группе людей, любовь к соревновательной атмосфере, возможность радоваться успехам (возможность получения медалей, дипломов, наград...). ⠀ Что делать?
Планировать с подопечными участие в стартах и создание соревновательной атмосферы на тренировках!
Социально-моральный.
Нежелание подводить своего тренера, родных или друзей.
Что делать?
Формировать чувство ответственности, создавать малые группы, проводить сплит тренировки. Тренер должен показать свою заинтересованность в ученике, в тренировках с ним и в желании показать результат (ведение дневника, контроль рациона питания, получение обратной связи на тренировке и в течении дня, дистанционное ведение и консультация, домашние задания...)!
Достижение успеха.
Стремление к улучшению личных результатов, тренировка для поддержания достигнутого уровня физической формы, ради достижения новых целей (желаемый вес, процент жировой составляющей массы тела, мышечный объём, уровень силы, выносливости, результат в беге и т.д.).
Что делать?
Ставить четкие и реалистичные цели, делать тестирования, замеры, фотографии до и после, анализировать проделанную работу! ⠀
Познавательный.
Стремление и интерес к изучению теоретических вопросов в тренировочной деятельности, желание идеально освоить технику движений, разбираться в методике, биомеханике, анатомии, физиологии, диетологии и т.д.
Что делать?
Формировать интерес к тренировочному процессу, развивать чувство осознанности и вовлеченности, рассказывать как строится тренировка, почему и как выполняется упражнение, какие ошибки и как их исправить, какие мышцы работают в упражнении, рекомендовать литературу и курсы!
Рационально-волевой.
Тренируюсь, чтобы отдохнуть от умственной работы, получить прилив сил, отвлечься, скомпенсировать малоподвижный образ жизни.
Что делать?
Планировать нагрузку исходя из текущего физического и психо-эмоционального состояния, прислушиваться к пожеланиям по нагрузке и упражнениям, вносить необходимые коррекции, а не тупо следовать плану! Подбор методов и средств для коррекции возможного негативного эффекта от образа жизни.
Профессионально-прикладной.
Тренировка как средство подготовки и повышения эффективности трудовой, бытовой и профессиональной деятельности.
Что делать?
Планировать тренировки с учетом особенностей профессиональной, бытовой и трудовой деятельности. Добиваться положительного переноса эффекта тренировок на повседневную деятельность, повышая работоспособность и результативность.
Итог.
Анализируйте, что движет вашими подопечными. Вычленяйте самое важно и выстраивайте тренировку так, чтобы она соответствовала внутренним ощущениям клиентов.
Это позволит вам снизить процент тех, кто прекращает занятия. А заодно и повысить удовлетворенность ваших подопечных от занятий.